Часто задаваемые вопросы

Наиболее часто задаваемые вопросы

Изменения в начислениях за жилищно-коммунальные услуги. Управление общим имуществом

Порядок взимания платы за жилищно-коммунальные услуги определен Положением о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571.

В данный нормативный правовой акт внесены изменения. С 1 июня 2021 г. плательщики жилищно-коммунальных услуг, являющиеся участниками совместного домовладения, ежемесячно будут вносить плату за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения.

Исчисляться данная плата будет соразмерно общей площади принадлежащего участнику совместного домовладения жилого или нежилого помещений в жилом доме.

Например: в двухкомнатной квартире, общей площадью 60 кв.м, плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения составит менее 1 рубля в месяц.

С целью недопущения увеличения нагрузки на население, после установления платы за управление общим имуществом совместного домовладения соразмерно будет уменьшена плата за следующие услуги ЖКУ: техническое обслуживание дома и лифта, вывоз ТКО и санитарное содержание вспомогательных помещений.

Кто предоставляет услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения

С момента возникновения в жилом доме права собственности на квартиры (нежилые помещения) у двух и более собственников возникает необходимость по управлению общим имуществом совместного домовладения. Ведь у собственников квартир, помимо прав на жилые помещения, существуют и обязанности по эксплуатации и содержанию принадлежащего им общего имущества: подъездов, крыш, подвалов, внутридомового оборудования, общедомовых приборов учета и других объектов.

Управление совместным домовладением это важная организационная составляющая, потому и было принято решение сделать ее самостоятельной услугой.

Управлять общим имуществом совместного домовладения граждане могут самостоятельно, если квартир в доме не более 10, граждане также могут создать товарищество собственников или ЖСПК.

Если два предыдущих варианта не работают, районный и городской исполнительные комитеты (местные администрации районовг.Витебска) назначают уполномоченное лицо по управлению общим имуществом совместного домовладения, которым может быть государственный заказчик в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В Витебской области осуществляют свою деятельность два государственных заказчика в сфере жилищно-коммунального хозяйства: государственное предприятие «Витебское городское жилищно-коммунальное хозяйство» и государственное предприятие «Новополоцкая управляющая компания». Информацию о данных юридических лицах можно найти в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте главного управления ЖКХ Витебского облисполкома.

В обязанности уполномоченного лица по управлению общим имуществом совместного домовладения входит: организация оказания основных и дополнительных жилищно-коммунальных услуг, проведение конкурсов по выбору исполнителей данных услуг, контроль за качеством их оказания потребителям, решение претензионных вопросов и рассмотрение обращений граждан, связанных с их желанием улучшить комфортность проживания, и многое другое.

Например: у собственников квартир есть желание сделать более эстетичный и дорогой ремонт подъезда, а не по минимальной смете, которую, как правило, предлагает исполнитель. Или утеплить дом. Кто должен заняться решением этих вопросов: организовать собрание, согласовать проекты, документы, найти подрядчика, принять акт выполненных работ. Этим будет заниматься уполномоченное лицо по управлению общим имуществом.

С какого времени начисляется плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения

Жилищным кодексом Республики Беларусь определено, что уполномоченное лицо по управлению общим имуществом совместного домовладения, с момента назначения его таковым по решению районного или городского исполнительных комитетов (местной администрации района г.Витебска), обязано предложить потребителю заключить договор на управление общим имуществом совместного домовладения.

Типовой договор на управление общим имуществом совместного домовладения утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг». Утвержденный договор размещен в открытом доступе и содержит набор необходимых существенных условий для всех, кто получает услугу по управлению общим имуществом.

Уполномоченными на управление общим имуществом совестного домовладения организациями в настоящее время проводится активная работа по заключению с населением вышеуказанных договоров.

При этом, следует отметить, что отказ потребителя заключить договор не освобождает его от платы за услугу по управлению общим имуществом. Здесь работает тот же принцип, как и в случае с предоставлением основных ЖКУ. Отказаться нельзя.

Таким образом, начисление платы за управление общим имуществом совместного домовладения по жилым домам, где уже назначено уполномоченное лицо по управлению общим имуществом, производится с 1 июня 2021 г., по остальным жилым домам – с момента назначения уполномоченного лица, если таковое будет назначено.

Информацию о назначении уполномоченного лица по конкретному жилому дому можно получить в соответствующих районном или городском исполнительных комитетах (местных администрациях районов г.Витебска) по территориальности.

Как услуга по управлению жильем будет предоставляться в товариществах собственников или жспк

Для товариществ собственников и ЖСПК (далее – организации застройщиков) ничего не меняется. В организации застройщиков определились с управлением уже тогда, когда приняли решение о создании юридического лица. Права и взаимоотношения участников организации застройщиков зафиксированы Уставом, в котором прописаны обязанности организации застройщиков по управлению общим имуществом, а полномочия на выбор исполнителей ЖКУ, на единообразное проведение эксплуатации общего имущества делегированы органам правления и председателю. Расходы по управлению общим имуществом покрываются за счет членских и целевых взносов.

Повышение энергоэффективности многоквартирных жилых домов

В настоящее время в Республике Беларусь запущена инициатива повышения энергоэффективности многоквартирных жилых домов, которые потребляют намного больше энергии, чем современные здания.

Указ №327 «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов» от 04.09.2019  дает возможность жильцам получить безвозмездную субсидию от государства на половину стоимости выполненных энергоэффективных мероприятий в своем доме и 10-летнюю рассрочку на покрытие второй половины расходов.

Жильцы могут коллективно обратиться в свою управляющую компанию (Коммунальное унитарное предприятие по оказанию услуг «Новополоцкая управляющая компания») с запросом о проведении энергоэффективных мероприятий в своем доме по Указу № 327.

Если на общем собрании более чем 2/3 собственников жилых и нежилых помещений проголосуют «ЗА» проведение энергоэффективных мероприятий, то дом вправе получить государственную поддержку за счет бюджетных средств. При этом за счет государства под надзором технических служб выполняется весь комплекс энергоэффективных мероприятий, согласованных жильцами. После приемки всего комплекса работ жильцы будут оплачивать только 50% расходов за выполненные работы в рассрочку в течении 10 лет.

Энергоэффективные мероприятия могут включать в себя: утепление ограждающих конструкций; установку термостатических вентилей и поквартирных счетчиков тепла, позволяющих жильцам платить только за свое теплопотребление, и другие меры.

Таким образом жильцы создают себе комфортные и современные условия проживания, сокращают потребление тепловой энергии и размер коммунальных платежей.

Зачем повышать энергоэффективность многоквартирных жилых домов

После проведения энергоэффективных мероприятий в доме значительно улучшаются условия проживания и его эстетический вид, что приводит к росту рыночной стоимости квартир на 20%.

Важным стимулом также является экономия тепла, которая может составлять более 40% при проведении утепления ограждающих конструкций дома. Размер экономии на счетах за отопление квартиры будет зависеть от согласованных собственниками энергоэффективных мер. Чем более полный комплекс мероприятий будет реализован, тем ниже станут потери энергии и соответственно расходы жильцов.

Ежемесячные выплаты за проведенные энергоэффективные мероприятия, включающие утепление фасадов, станут значительно ниже платежей за отопление в аналогичных домах без утепления уже через 4 года. Это связано с поэтапным переходом на полное покрытие себестоимости коммунальных услуг населением. В настоящее время мы оплачиваем часть от полной себестоимости тепловой энергии. Остальные затраты компенсируются за счет перекрестного субсидирования промышленными предприятиями, но оно постепенно сокращается.

Преимущество инициативы для собственников состоит в том, что возмещение стоимости энергоэффективных мероприятий распределяется на длительный срок, а эффект наступает сразу после их проведения. Государственная субсидия, покрывающая до 50% затрат, также является существенной поддержкой для собственников.

Кто может участвовать в энергоэффективных мероприятиях

Многоквартирный жилой дом с высоким удельным потреблением тепла может участвовать в энергоэффективных мероприятиях в многоквартирных жилых домах при заинтересованности более 2/3 владельцев жилых и нежилых помещений в доме.

Что сделать жильцам, чтобы в их доме провели энергоэффективные мероприятия

Собственники квартир могут самостоятельно обратиться в свою управляющую компанию, не ожидая, когда она предложит им участие в энергоэффективных мероприятиях. Запрос о проведении энергоэффективных мероприятий в своем доме можно адресовать в свою управляющую компанию по телефону, коллективным письмом или в любой иной форме со ссылкой на  Указ Президента Республики Беларусь от 04.09.2019 № 327 Управляющая компания обязана организовать общее собрание жильцов с предоставлением информации о возможных энергоэффективных мероприятиях в доме, стоимости и необходимых процедурах.

На основании решения общего собрания о проведении энергоэффективных мероприятий и иных документов, содержащих сведения об оценке состояния многоквартирного жилого дома, анализе его теплопотребления, составе энергоэффективных мероприятий, видах и объемах планируемых работ, расчете предполагаемого снижения уровня удельного расхода тепловой энергии после реализации энергоэффективных мероприятий и их предварительной стоимости, местный исполнительный и распорядительный орган принимает решение о реализации энергоэффективных мероприятий. Предполагается, что стоимость мероприятий после подписания договоров увеличиваться не будет.

Решение о проведении энергоэффективных мероприятий в доме также утверждается решением местного исполнительного и распорядительного органа на основе всей собранной информации. Данное решение позволяет получить государственную субсидию на 50% расходов.

Какие энергоэффективные мероприятия могут быть профинансированы

Комплекс мероприятий для повышения энергоэффективности многоквартирных жилых домов может включать:

— утепление ограждающих конструкций дома (наружных стен, чердачного перекрытия, цокольного перекрытия);

— устройство автоматизированного индивидуального теплового пункта на весь дом;

— замену входных дверей в подъезды на двери с автоматическим доводчиком;

— замену окон в местах общего пользования (в подъездах, на лестницах);

— установку термостатических регуляторов на батареях в квартирах (в случае их отсутствия), дающих возможность регулировать температуру в комнатах;

— установку распределителей тепла на батареях в квартирах с дистанционным съемом показаний расхода тепла, позволяющих платить за фактическое потребление энергии, а не усредненное на квадратный метр жилья;

— установку энергоэффективных стеклопакетов в квартирах (если их еще не заменили сами жильцы).

Полный перечень возможных мероприятий в рамках реализации Указа приведен в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 05.12.2019 № 839.

Все эти меры направлены на повышение энергоэффективности дома и не входят в перечень работ по капитальному ремонту согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.2016  № 324.

Капитальный ремонт подразумевает восстановление исходных характеристик дома, а не доведение его до современных стандартов энергоэффективности.

Сколько будет стоить собственникам квартир участие в энергоэффективных мероприятиях

Для каждого собственника будет составлен план погашения вложенных средств на проведенные энергоэффективные мероприятия в зависимости от согласованного собственниками набора мероприятий для дома и от площади помещений, которыми они владеют. Соответствующий договор подписывается с каждым собственником. После выполнения комплекса энергоэффективных мероприятий под строгим соблюдением качества выполненных работ надзорными органами, за счет средств государства, до 50% стоимости энергоэффективных мероприятий покроет государственная субсидия, остальные расходы будут покрываться собственниками в рассрочку сроком до 10 лет. Для малоимущих и социально уязвимых семей рассрочка может быть увеличена до 15 лет. Для получения более подробной информации необходимо обратиться в свою управляющую компанию.

Могут ли заставить собственников квартир платить за реализацию мероприятий по повышению энергоэффективности их дома

Решение о проведении энергоэффективных мероприятий принимается на добровольной основе на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома. Если 2/3 собственников примут положительное решение, то финансирование энергоэффективных мероприятий станет обязательным для всех собственников жилых и нежилых помещений этого дома.

Если часть энергосберегающих мер уже была реализована раньше, например, собственники сами установили стеклопакеты в своей квартире, то их не придется менять и оплачивать повторно.

Можно ли совместить капитальный ремонт дома и мероприятия по повышению энергоэффективности

Капитальный ремонт и мероприятия по повышению энергоэффективности дома могут осуществляться одновременно, что позволяет совместить некоторые виды работ (например, утепление и окраску стен) и является эффективной мерой повышения характеристик дома, а значит, экономии средств владельцев квартир.

Если жильцы примут согласованное решение об утеплении дома или проведении других энергоэффективных мероприятий, не входящих в капитальный ремонт, то они будут проведены одновременно с капитальным ремонтом дома в соответствии с  Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.12.2019 №839 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2019 г. № 327».

О порядке планирования, финансирования и проведения текущего ремонта придомовых территорий многоквартирных жилых домов

Работы по содержанию и текущему ремонту придомовых территорий, в том числе, по оборудованию их элементами благоустройства и малыми архитектурными формами, выполняются за счет средств районного бюджета. Ежегодно Браславским райисполкомом разрабатывается план мероприятий по благоустройству и содержанию территории города Браслава (далее — план) на календарный год. Необходимость включения дворовых территорий в названный план определяется по результатам обследований, проведенных в благоприятный период на основании технического состояния территории и степени износа элементов благоустройства. Как правило, ежегодно с учетом имеющегося бюджетного финансирования проводится текущий ремонт трех придомовых территорий многоквартирных жилых домов.

О порядке проведения и финансирования текущего ремонта арендного жилья

Порядок проведения ремонтных работ жилищного фонда определен Инструкцией о порядке планирования, проведения и финансирования текущего ремонта жилфонда, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30.03.2016 № 5 (далее – Инструкция), а также Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 .

Согласно действующему законодательству, наниматели жилых помещений государственного жилищного фонда обязаны проводить за свой счет, в том числе с привлечением специализированных организаций, текущий ремонт жилых помещений (штукатурка, заделка трещин, побелка, покраска и оклейка обоями стен, потолков, покраска полов, подоконников, оконных и дверных заполнений, радиаторов, вставка стекол, замена полов, оконных и дверных заполнений и их утепление), ремонт печей, а также замену и ремонт внутриквартирного электрического (плиты, вытяжные электровентиляторы, водонагреватели), газового (плиты, котлы, водонагреватели), санитарно-технического (ванны, мойки, умывальники, унитазы, смывные бачки, смесители) и иного оборудования (за исключением системы отопления, системы противодымной защиты и автоматической пожарной сигнализации), установку, замену и ремонт приборов индивидуального учета расхода газа, воды, тепловой и электрической энергии (в том числе находящихся во вспомогательных помещениях) (пункт 8 Правил пользования жилыми помещениями). Перечнем видов работ по текущему ремонту жилфонда, осуществляемых за счет средств нанимателей жилых помещений, предусмотрены работы по выравниванию, восстановлению штукатурки стен и потолков, их окрашиванию, ремонту, входных дверей и покрытий полов в местах общего пользования, а также ремонт печей и дымоходов  (Приложение 2 к Инструкции).

Текущий ремонт свободного (освободившегося) арендного жилья выполняется за счет средств, полученных от предоставления такого жилья, в размере платы за пользование. Финансирование на текущий ремонт выделяется на основании решения Витебского областного исполнительного комитета в размере 30 % от поступивших на специальный счет средств, при этом,  учитываются денежные средства, выделенные ранее.

О порядке предоставления арендного жилья

Арендное жилье предоставляется гражданам в порядке, установленном Положением о порядке предоставления арендного жилья, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2014 №1297 (далее – Положение), Жилищным Кодексом Республики Беларусь.

Информация о наличии свободного пригодного для проживания жилого помещения (место нахождения, количественный и качественный состав, характеристика, уровень благоустройства, размер платы за пользование) и сроке обращения за его предоставлением размещается на сайте Браславского райисполкома braslav.vitebsk-region.gov.by (раздел «Актуальная информация», подраздел «Коммерческое жильё»).

При наличии свободного пригодного для проживания арендного жилья, гражданин может обратиться в службу «Одно окно» Браславского райисполкома с заявлением о предоставлении ему данного жилого помещения.

В случае поступления нескольких заявлений о предоставлении одного и того же жилого помещения от граждан, претендующих на получение арендного жилья, рассматривается заявление, поданное первым. Другие заявления рассмотрению не подлежат.

Гражданин извещается о предоставлении ему арендного жилья заказным письмом с уведомлением о получении либо под роспись, после чего он должен обратиться в государственное предприятие «Браслав-коммунальник»  для заключения договора найма арендного жилья.          

Что делать в случае подтопления земельного участка, предоставленного для обслуживания частного жилого дома?

       В соответствии с абзацами 1 и 3 статьи 89 Кодекса Республики Беларусь о земле, землепользователи должны осуществлять в границах предоставленных им (находящихся у них) земельных участков мероприятия по охране земель, в том числе, благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки, а также защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, иссушения, загрязнения отходами.

      Статьей 1 Кодекса Республики Беларусь о земле определено, что» землепользователи — это лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на земельных участках, находящихся в частной собственности граждан…».

    Таким образом, землепользователи в пределах своего земельного участка должны самостоятельно обеспечить выполнение профилактических работ по предотвращению подтопления участка (повышение уровня участка до незатопляемого значения (подсыпка) и (или) устройство дренажной системы), либо организовать выполнение экстренных мероприятий по ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации (откачка воды с участка при помощи дренажного насоса; обращение за услугами специализированных организаций, в том числе подразделений по чрезвычайным ситуациям).

Сколько домашних животных можно держать в квартире? Какие правила при этом следует соблюдать?

Владельцы кошек, собак в обязательном порядке должны зарегистрировать питомца. Аварийно-диспетчерской службой Государственного предприятия «Браслав-коммунальник», расположенной в гостинице по улице Советской, 121 города Браслава, производится регистрация собак и кошек, их владельцам выдается регистрационное удостоверение и жетон установленного образца, который должен быть постоянно прикреплен к ошейнику животного. Процедура регистрации бесплатная и совершается в день обращения. Регистрации подлежат только кошки и собаки.

В одной квартире многоквартирного жилого дома  можно содержать не более двух животных (собак, кошек). Если в квартире проживает несколько нанимателей (собственников), разрешается содержать не более одного животного на семью каждого нанимателя (собственника). Нужно будет только получить согласие на это всех совершеннолетних проживающих.

На частные дома или квартиры в блокированных жилых домах данные требования не распространяются.

Если питомцы покидают пределы вашего дома (прогулка, переезд и т.д.), необходимо принять меры для исключения возможности нанесения ими вреда другим гражданам, животным и загрязнения общего имущества, расположенного во вспомогательных помещениях и на придомовой  территории.

За нарушение правил содержания домашних животных предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 16.30 КоАП Республики Беларусь в виде  штрафа или административного ареста, общественных работ.

Как удалить опасное дерево?

Согласно статье 1 Закона «О растительном мире» опасными являются деревья, упавшие или создающие своим вероятным падением угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц (сухостойные, пораженные стволовой гнилью, имеющие иные значительные повреждения ствола и (или) корневой системы, зависшие на других деревьях, а также наклоненные в сторону зданий, сооружений, когда радиус возможного падения таких деревьев превышает безопасное расстояние до этих зданий, сооружений). 

Государственное предприятие «Браслав-коммунальник» решением Браславского районного исполнительного комитета от 31.05.2018 № 425 уполномочено на осуществление обращения с объектами растительного мира, произрастающих на земельных участках, не предоставленных юридическим лицам или гражданам, а также на выдачу заключений о признании дерева опасным.

Для удаления дерева, произрастающего на землях общего пользования, гражданин должен обратиться с заявлением в Государственное предприятие «Браслав-коммунальник».

Специалисты участка «Благоустройство» проводят обследование дерева, фотографируют его, оформляют заключение, где описывают признаки, в соответствии с которыми дерево признается либо не признается опасным. На основании данного документа (в случае признания объекта растительного мира опасным) производится его удаление.

Если опасное дерево произрастает на  участке гражданина, заключение не требуется. Собственник имеет право удалить его самостоятельно либо обратиться за оказанием соответствующей платной услуги.

Proudly powered by WordPress | Theme: HoneyWaves by SpiceThemes